Ясинский Борис Александрович (1908-2003)
Митрофорный протоиерей Борис Ясинский. Фото из газеты «Старицкий вестник»


       Борис Александрович Ясинский, митрофорный протоиерей.
       Родился 6 августа 1908 года
в селе Остовки, ныне Несвежского района Беларуси. В 1921 году поступил в Вильнюсскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1930 году.
       В 1936 году окончил Варшавскую Духовную Академию.
       Служил в Никольском храме места Синявка Клецкого района в Беларуси.
       В 1947 году репрессирован советской властью. В заключении был на Обской губе, в Тайшете, на строительстве Братской ГРЭС. В 1955 году освободился из заключения (в 1994 году реабилитирован).
       С 1955 по 1960 годы служил в городе Бежецк Тверской (тогда Калининской) области.
       С 1960 года – настоятель Ильинского храма в городе Старица Тверской области.
       Награждён камилавкой (в 1946 году), палицей, наградным крестом, митрой, орденом Святого равноапостольного князя Владимира III степени.
       Принимал активное участие в миротворческой деятельности.
       За несколько лет до смерти вышел на покой в связи с преклонным возрастом.
       Скончался 7 января 2003 года в городе Старица, в праздник Рождества Христова.
       Погребён в ограде Ильинского храма в городе Старица Тверской области.
      
  • Отец Борис Ясинский являлся видным деятелем Церкви, старцем, духовником и исповедником Православной веры. Ниже, в приложении, смотрите публикации на смерть отца Бориса в местной прессе Старицкого района.

          Церковный некрополь Ильинского храма:
           В ограде Ильинского храма в городе Старица погребены трое священнослужителей: митрофорный протоиерей Борис Александрович Ясинский , протоиерей Феодор Тугаринов, протоиерей Иоанн Гавриилович Соколов.
           Видео:

  • Видео церковного некрополя Ильинского храма в г. Старица (avi, 22 Мб; загразка с сайта Проекта «Российский некрополь»).
  • Видео церковного некрополя Ильинского храма в г. Старица (для мобильных устройств) (mp4, 480 Кб) или скачать непосредственно на устройство набрав в браузере ссылку http://church.necropol.org/jasinskiy.mp4 .

  • Ссылка на тему


    «Поездка в Старицу 4 октября 2011» - статья И. Е. Тверецкого, сайт«Российский некрополь»
    Могила митрофорного протоиерея Бориса Ясинского; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Могила митрофорного протоиерея Бориса Ясинского; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Надпись на надгробии на могиле митрофорного протоиерея Бориса Ясинского; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Митрофорный протоиерей Борис Ясинский. Фото из «Новой Старицкой газеты»


    Ильинский храм в городе Старица
    Ильинский храм в городе Старица, Тверская область; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Ильинский храм в городе Старица, Тверская область; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Церковный некрополь в ограде Ильинского храма в г. Старица, Тверская обл.; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2011 г.
    Приложения

    Памяти отца Бориса


    Как ясен путь земной к порогу Рая!
    Но сей утраты сердцем не принять.
    Так будет пусть легка земля сырая,
    И пусть его, как сына, примет Мать!

    Он был для нас всестарицким мессией,
    Неся в душе молитвы и любовь,
    И был смиренным голосом России,
    Хранителем умолкших куполов.

    Он был при жизги Божьим достояньем
    И свято жил в груди с живым Христом –
    Да возгорит над городом сиянья
    С его уходом…
    или Рождеством?!.

    Надежда ВЕСЕЛОВА.

          Стихотворение публикуется по:
  • Газета «Старицкий вестник», №3-4, 11 января 2003 г.

    * * *

    Звонят колокола, скорбя о нём


    Мы искренне все любим Вас
    За чуткую большую душу
    И Ваших взглядов чистоту,
    И за отзывчивое сердце,
    И за святую простоту.
    Вы в счастье радуетесь с нами,
    Душой скорбите в горький час.
    Усердно молитесь Вы в храме,
    Всегда благословляя нас.
    (Из стихотворения прихожанки
    Г. И. Лучневой,
    которое она посвятила
    отцу Борису).

    Не уважать его мы
    просто не могли

          Наверное, отца Бориса в Старице и округе знают многие. Ещё в детстве, а это были 70-е годы, мы украдкой брали у него конфеты (он всегда щедро угощал ими ребятишек) и с удивлением смотрели вслед белой пузырящейся рубашке, в которой он в любую погоду мчался на мотоцикле. А особо любопытные, одевшись потеплее, ходили в жгучий мороз на Волгу смотреть, как отец Борис купается в проруби. Со времён школы мы усвоили, что «поп» - это плохо, это пережиток прошлого, но отца Бориса не уважать просто не могли. А после случая на Волге в глазах старичан от стал ещё более уважаемым и загадочным. Об этом в газете не писали, по радио не говорили (герой был не тот), а всё что там произошло, передавалось из уст в уста.
          В 60-е годы Волга была рекой полноводной, весной вода поднималась до стен монастыря, а как шёл лёд, слышала вся Старица: льдины с грохотом разбивались о быки моста, река бурлила и ревела. Так было и в тот день: шёл лёд, берега были усыпаны народом, и вдруг люди остолбенели: на отдаляющейся от берега льдине стоял мальчик. Казалось, уже ничто не могло спасти его, когда на берегу появился отец Борис. В мгновение оценив происходящее, он быстро разделся и бросился в воду. Лавируя между льдинами, проплыв метров 150, ухватился за льдину, на которой был мальчик, и так же лавируя, стал её подтаскивать к берегу. Ребёнок был спасён, а на теле спасителя ещё долго оставались кровоподтёки и ссадины.
          За долгую жизнь чего только не было. А родился отец Борис в Белоруссии, в семье священника. И дед, и прадед, и сколько он знает своих предков, все они были священниками православной церкви. Сам же он закончил духовную семинарию в Вильнюсе, потом два курса богословского факультета Варшавской академии. Смерть отца лишила его возможности учиться дальше. Нужно было начинать самостоятельную жизнь. Отец Борис стал настоятелем церкви в небольшом белорусском местечке. Венчался. Его жена, Мария Павловна, закончила гимназию, учительские курсы, преподавала в школе немецкий язык, естествознание, физкультуру.
          После того как она вышла замуж за священника, ей предложили покинуть школу. Что было делать? В местной больнице постоянно не хватало медицинских работников. Мария Павловна стала заниматься на вечерних курсах в медучилище и за два года получила специальность медсестры.
          Работала ответственно, старательно, делала то, от чего другие отказывались. Больные и коллеги по работе уважали её за доброту и отзывчивость. В её трудовой книжке много благодарностей.
          Так и жили с верой в Бога, с надеждой на лучшее. Растили двоих сыновей, Павла и Александра, и не знали, что ждёт их разлука в несколько десятилетий.

    «Для меня война закончилась только сейчас»


          С отцом Борисом достаточно хорошо мы знакомы с тех пор, когда он пришёл в райком партии с просьбой помочь ему газифицировать церковь и нашёл поддержку у А. В. Козлова, второго секретаря. Долгие годы отец Борис Александрович перечислял деньги из своего скромного жалования в Фонд мира.
          И когда я сказала, что хотела бы написать о нём, он задумался: «Может быть, не надо? Боюсь подвести вас, ведь я восемь лет в лагерях сидел… Для меня война закончилась только сейчас».
          И рассказал одну из трагических историй своей жизни.
          Уже на второй день войны в Синявку (местечко в Белоруссии, где служил настоятелем церкви отец Борис) пришли немцы. У священника, который жил недалеко от Синявки, сын пошёл служить полицаем, за что и сам, и отец его с матерью были расстреляны партизанами. По указанию высших церковных властей Ясинский на лошадях привёз трупы в свою церковь, туда же приехали два священника из райцентра, которые и отпели убиенных. Было это в 1942 году, а в 1947-м появилось дело, в котором говорилось, что в своей проповеди по убитому полицаю и его семье отец Борис агитировал против советской власти. Пять раз собиралась «тройка», чтобы определить отцу Борису «возмездие» - не было убедительных доказательств. И только на шестом заседании объявили приговор: 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с поражением в правах на 5 лет.
          А потом началась нечеловеческая жизнь в сибирских лагерях: в топких местах, где редко ступала нога человека, репрессированные валили лес, строили дороги. Жить помогали всё те же вера и надежда. Отец Борис писал письма в различные инстанции, доказывая свою невиновность. В результате срок наказания был снижен на 2 года.
          После восьми лет лагерной жизни он вернулся в Белоруссию и сразу же по вызову Владыки Варсонофия приехал на службу в Бежецк, а через несколько лет в Старицу. Впоследствие за безупречную службу Владыко наградил отца Бориса камилавкой (почётной наградой священника).
          После долгой разлуки с семьёй появилась надежда на совместную жизнь, но этому опять не суждено было сбыться. В Старицкой больнице отказались принять Марию Павловну на работу медсестрой по причине того, что муж её священник.
          И снова разлука: она работала в Белоруссии, он – в Старице. И такая жизнь, считая годы, проведённые в лагере, продолжалась более 30 лет. Только в 1978 году, когда Мария Павловна вышла на пенсию, смогла она приехать в Старицу, и супруги стали жить вместе.
          Все эти годы отец Борис и его семья надеялись, что справедливость восторжествует, его доброе имя будет восстановлено. В 1993 году Борис Александрович сам едет в Синявку и ищет свидетелей тех далёких трагических лет.
          Из показаний жителей местечка Синявка Клецкого района Минской области (документы были представлены Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь):
          «Мы, нижеподписавшиеся жители местечка Синявки Клецкого района Минской области, подтверждаем, что во время оккупации бывший священник, настоятель Синявской Николаевской церкви Ясинский Борис Александрович оказывал помощь лежавшим в местной больнице без присмотра советским раненым военнопленным солдатам, ему помогали в этом псаломщик и две медсестры. Кроме того, в здании почты был лагерь для военнопленных. Ясинский во время богослужения попросил прихожан собрать продукты для пленных. Было собрано две подводы. В Пасху Б. Ясинский всё это раздавал военнопленным и христосовался с каждым из них. Кроме того, с начала прихода немцев Ясинские приютили у себя раненого украинца Гришу Федоша, семнадцати лет, который жил у них и считался сыном до конца войны. (Гриша убежал с поезда, на которых подростков везли в Германию – авт.)
          С проповедью против советской власти он не выступал».

          Под этим показанием, заверенным сельсоветом, стояло много подписей.
          Дело Ясинского ещё раз рассмотрела Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь, в результате Борис Александрович получил справку, датированную 03.01.94 года. В ней говорится: «Определением Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь от 30 декабря 1993 года приговор Военного трибунала войск МВД Барановичской области от 11 декабря 1947 года, определение Военного трибунала войск МВД Белорусского округа от 20 февраля 1948 года, определение Военного трибунала Белорусского военного округа от 7 июня 1955 года и постановление Президиума Минского областного суда от 24 февраля 1994 года в отношении Ясинского Б. А. отменены и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
          Ясинский Борис Александрович по данному делу реабилитирован».
          Что ж, война для отца Бориса действительно закончилась только сейчас. А восстанавливать доброе имя ему помогал внук Сергей.

    Дед и внук


          Этот разговор состоялся давно и совсем случайно. Сергей, внук отца Бориса, как обычно, приехал в отпуск к бабушке и дедушке. Увидевшись на улице, разговорились: «У каждого мальчишки в детстве был свой герой, - немножко смущаясь рассказывал Сергей, - я же всю свою жизнь, а мне уже за 30, хочу быть похожим на деда. Он был и остаётся моим героем. Если у меня будет семья, я ещё холост, очень хотелось бы, чтобы взаимоотношения в ней были такими же, как у дедушки с бабушкой. Они оба лидеры, но каждый из них умеет вовремя, если это надо, остановиться, выслушать и понять другого. Они меня вырастили, помогли получить образование, закончить Минскую консерваторию, я им за всё очень благодарен».
          Об отношениях деда и внука многое говорят письма Сергея.
           Из письма прокурору Минской области:
          «Я, Ясинский Сергей Александрович, внук священника Ясинского Бориса Александровича, с надеждой обращаюсь к Вам, господин Прокурор, потому что от Вас зависит реабилитация доброго имени моих предков. Не могу мириться с обвинениями, положенными в основу осуждения моего дедушки в те далёкие трагические годы. Глубоко понимаю сложную противоречивую обстановку, в которой невиновного человека можно было легко оклеветать и уничтожить, а тем более попа.
          С болью в сердце воспринял я постановление Президиума Минского областного суда от 24 февраля 1993 г., отказавшего в реабилитации человеку, являющему собой пример неутомимого трудолюбия, верности служения церкви, доброй воли и благородства, единственному, кто в моей жизни являет образец твёрдости духа в вере и любви, сохранившему лучшие традиции православного воспитания: бескорыстного отношения к людям и жизни».

          Из письма Сергея в Старицу:
          «Дорогие мои, любимые Дудушка и Бабушка. С Новым Годом, с новым счастьем! По приезду из Франции (там он гастролировал с ансамблем – авт.) меня ожидала большая радость – документы прокуратуры и Верховного суда о реабилитации. Это событие взволновало меня до слёз. Я счастлив!
          Поздравляю тебя, дорогой Дедушка, и тебя, моя дорогая Бабушка, с этим долгожданным справедливым решением».

          Читаешь письма и понимаешь, что такие отношения могут быть только у духовно богатых людей, для которых жизнь и честь понятия равнозначные. Сколько же трагедий было в жизни отца Бориса. Всё изведал он: ложь и клевету, оскорбления и унижения, а вот обиды, а тем более зла ни на кого не держал. Переносить трудности, унижения, прощать мне помогала вера в Бога, - говорил отец Борис – В душе народа она всегда жила.
          Главное, чтобы любовь и вера всегда были с нами.
          Вспоминая о прожитых годах отец Борис часто произносил: «а люди там ко мне хорошо относились». Действительно ли? Людей не обманешь, они, как правило, рассчитываются тем, чем им платишь.
          Когда отцу Борису присваивали звание «Почётный гражданин города Старица» все кто находился в зале районного Дома культуры, а это более 500 человек, стоя и долго аплодировали.
          И уже когда он не служил в церкви, люди шли к нему домой, шли со своей болью и страданиями, шли исповедоваться, искать сочувствие, утешение. Он искренне любил людей и хотел помочь каждому.

          На Ильинской церкви звонят колокола. Звонят по отцу Борису. Четыре десятка лет он переступал порог этого храма, чтобы служить Богу, чтобы помогать своим прихожанам обрести душевный покой и уверенность в жизни, чтобы быть вместе с ними и в горе, и в радости.
          В светлую ночь Рождества Христова отца Бориса не стало. Его светлая и чистая душа – пример всем нам, верующим и неверующим пример отношения к миру и людям.
          Его образ и память о нём мы будем всегда хранить в своих сердцх
    .

    Светлана МИХАЙЛОВА.

          Публикуется по:
  • Газета «Старицкий вестник», №3-4, 11 января 2003 года.

    * * *

    СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ОТЦА БОРИСА


          От Московского историко-литературного общества «Возвращение».
          Члены общества «Возвращение» с болью узнали о кончине своего старейшего товарища – узника «ГУЛАГа» - БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЯСИНСКОГО – ОТЦА БОРИСА.
          Выражаем глубокое соболезнование его родным и близким и всем, кому дорог этот истинно праведный человек.
          Вечная ему память!

    * * *


          В Рождественсую ночь скончался Борис Александрович Ясинский, добрый и светлый человек, ставший для каждого старичанина примером чести, достоинства, беззаветного служения делу своей жизни.
          На протяжении многих лет отец Борис был настоятелем Свято-Ильинской церкви – единственного в районе храма, принимавшего под своими сводами прихожан в годы, когда гонения на приверженцев Христа были особенно сильными.
          Во имя веры Борис Александрович пострадал в годы репрессий – по приговору «тройки» был осуждён к 10 годам заключения за «антисоветскую агитацию». Но это не заставило священника отречься от слова Божьего. Б. А. Ясинский примером своей жизни, проповедью и делом сеял в души старичан веру в Человека.
          Сотрудники Старицкой типографии и «Новой Старицкой газеты» скорбят по поводу кончины достойнейшего из граждан нашего города и выражают искренние соболезнования жене и детям усопшего.

    * * *


          Работники отделения социальной помощи на дому отдела социальной защиты населения администрации Старицкого района скорбят об ушедшем из жизни Борисе Александровиче Ясинском – отце Борисе. И выражают глубокие соболезнования его семье.
          Память о добрейшем, искренне верующем в Бога человеке навсегда останется в наших сердцах.

    * * *


          Мы искренне скорбим об оставившем этот суетный мир Борисе Александровиче Ясинском –отце Борисе. Он много испытал в жизни трудностей, но остался верен Богу. Общение с ним всегда вселяло в нас доброе отношение к ближним, веру в слово Божие, веру в себя.
          Ушёл из жизни по-настоящему светлый, добрый, любящий прихожан человек. Бог забрал отца Бориса именно в светлый праздник Рождества Христова. Так пусть будет ему Царство небесное!
          Самая добрая память о нём останется в наших сердцах.
    Многочисленные друзья семьи Ясинских.

          Публикуется по:
  • «Новая Старицкая газета», один из выпусков января 2003 г.


    Чтобы вернуться, закройте эту страницу

          Все права © Изяслав Тверецкий, 2012 год.