Глушаков Алексий Васильевич (1923-1994)
Протоиерей Алексий Васильевич Глушаков. Фото с памятника.


      Алексий Васильевич Глушаков, протоиерей.
      Родился 6 мая 1923 года
.
      Окончил Духовную Семинарию.
      В 1951 году рукоположен сан священника. Служение начал в Алма-Атинской и Казахстанской епархии.
      В 1955 году окончил Московскую Духовную Академию, после чего служил на приходах Москвы.
      С 1974 по 1994 годы служил в храме Илии Пророка в Черкизове (на Черкизовском кладбище).
      Настоятель храма Илии Пророка на Черкизовском кладбище в Москве.
      Скончался 2 июля 1994 года.
      Погребён на Черкизовском кладбище в городе Москва. Могила справа от Ильинского храма, рядом с могилой блаженного Ивана Корейши.


Ссылки на тему


Протоиерей Алексий Глушаков. У подножия Креста [Проповедь]
Протоиерей Алексий Глушаков. О молитве за ближних [Проповедь]
Протоиерей Алексий Глушаков. Воспоминания о служении в Казахстанской епархии
Черкизовское кладбище в г. Москва - галерея на Russian Necropolis Gallery
Могила протоиерея Алексия Глушакова; фото Изяслава Тверецкого, июль 2009 г.
Надпись на памятнике на могиле протоиерея Алексия Глушакова; фото Изяслава Тверецкого, июль 2009 г.
Оборотная сторона памятника на могиле протоиерея Алексия Глушакова; фото Изяслава Тверецкого, июль 2009 г.

Приложение.
Проповеди отца Алексия Глушакова

* * *

В день памяти Святителей Московских
Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена


       Сегодня совершается празднество в память Святителей Московских, всея России чудотворцев, - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Святители Христовы соделались украшением Московской кафедры во времена самых тяжёлых и суровых испытаний для Руси – в годы страшного нашествия татаро-монголов, междоусобиц, смут и нападений поляков, тяжких страданий нашего народа. Но Господь хранил нашу Родину, внимая молитвам, трудам и подвигам её Первосвятителей. Господь избрал их быть защитниками Православия и ходатаями своего народа, наделив обильными благодатными дарами.
       Много трудов положил для благоустроения Церкви Христовой и Русского государства святитель Пётр, любвеобильный, кроткий, незлобивый, мудрый и прозорливый старец. Он помогал Московскому князю Иоанну Калите объединить отдельные княжества в единое Московское государство; примирял князей, подавал им мудрые и полезные советы, исправлял грубые нравы, заставлял их служить благу Отечества. Святитель Христов мудростью своей укрощал даже свирепых и жестоких завоевателей – ханов. Умирая, святитель Пётр завещал князю беречь веру христианскую и укреплять Церковь Христову.
       Святителя Алексия Господь призвал к церковному служению ещё в отрочестве. В течение многих лет он проходил послушания в монастыре, очищая постоянной молитвой и постом свою душу. На первосвятительском престоле он утешал скорбящих, обращал заблудших, был не только любвеобильным пастырем, но и великим миротворцом, Ангелом Русской Церкви. Не один раз Святитель отправлялся в Орду, помолившись у мощей Святителя Петра, с глубокой верой и упованием на Бога, чтобы уговорить захватчиков не опустошать землю Русскую. Исцелив от слепоты жену хана Тайдулу, Святитель надолго избавил Русскую землю от новых жестоких набегов врагов. Скончался святитель Алексий в 1378 году, за два года до Куликовской битвы, но вместе с преподобным Сергием был вдохновителем этой победы.
       Святой Митрополит Иона (†1461), ревностный архипастырь, много заботившийся о распространении веры Христовой в народе. В 1448 году при святителе Ионе Русская Церковь получила самостоятельное автокефальное управление, что свидетельствовало о возросшем авторитете Русской Церкви и Русского государства.
       Великую любовь проявлял к людям и правде Божией святитель Филипп (†1569). Не щадя своей жизни, он заступался за оклеветанных людей, смело обличал царя Иоанна Грозного в жестокости и несправедливости. За это святитель был заключен в темницу и принял мученическую кончину.
       Священномученик Патриарх Ермоген (†1612) в тяжёлые годы, когда иноземные захватчики угрожали самостоятельности Русского государства, встал на защиту Отечества. Вражеские войска уже были в Москве. Поляки, стараясь насадить католичество, требовали от Святителя Ермогена, чтобы он уговорил народ подчиниться польскому королю. Святитель же стал рассылать воззвания к русскому народу, поднимая его на защиту веры и Отечества. Враги заключили святого Патриарха в подземелье Чудова монастыря и уморили голодом.
       Дорогие братья и сестры! Велики подвиги и заслуги Святителей Московских перед Церковью, народом и нашим Отечеством. Святость их жизни, настойчивый призыв к миру, единению и любви, мудрые советы и всесильные молитвы много содействовали процветанию Православия на Руси и укреплению Отечества. И ныне наша Церковь, благоговейно храня память о великих трудах этих иерархов, призывает нас прославлять их и следовать их примеру.
       Святители Московские, по заповеди Христа, были светом миру и светили людям твёрдой верой и добрыми делами. Святители Христовы были миротворцами, насаждали мир и любовь в людях, помогали им и заботились о благоденствии своего Отечества. Это – светильники веры, вечно сияющие и освещающие наш жизненный путь.
       Лучшее почитание святых – это исполнение в жизни их добродетелей. И необходимо руководствоваться любовью, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не разбражается, не мыслит зла, всё покрывает, всё переносит (1 Кор. 13, 4, 5, 7).
       Мы живём в такое время, когда все люди желают мира и стремятся к нему. Мир внутренний и внешний – это спокойствие духа, отсутствие ссор, вражды, войны. Мир – это счастье всех людей. Где мир, там согласие и единение духа, любовь, благополучие и труд. Где нет мира, там не может быть добра.
       На каждом из нас лежит священная обязанность жить в мире друг с другом, со всеми людьми и отстаивать мир. Утверждение мира на земле и благополучие людей и Отечества невозможно без сохранения в себе самих внутреннего мира, дарованного нам Господом (Ин. 14, 17). Стремясь к миру, будем стяжать в своих сердцах внутренний мир и ревностно исполнять послушание, возложенное Церковью и Родиной.
       Пусть свет Христовой веры и любви горит ярким пламенем в наших сердцах и озаряет жизнь всех окружающих нас людей.
       Вознесём сегодня свои усердные молитвы к Святителям Божиим Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, нашим Небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своими святыми молитвами у Престола Божия исходатайствовали мир для всей земли, для всех людей, помогая нам преуспевать в тех добродетелях, которые стяжали они. Аминь.
Протоиерей Алексий Глушаков

       Публикуется по:
  • Протоиерей Алексий Глушаков. В день памяти Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена [Проповедь]. Журнал Московской Патриархии, 1980 г., №11, стр. 30-31.

    * * *

    О взаимном прощении и примирении

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


           Воскресенье, накануне Великого поста, дорогие братия и сестры, Святая Церковь призывает всех нас к взаимному прощению обид и к примирению. Без этого наш пост будет бесплоден. Пост – время воздержания, усиленной молитвы и покаяния. Господь простит нам только тогда, когда мы сами простим своим ближним их согрешения. Об этом Он сам говорит в Своём Евангелии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
           Почему же Господь не прощает тех, кто не прощает другим? Потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Он возлюбил нас прежде, чем мы возлюбили Его (1 Ин. 4, 19). И хочет от нас милости, а не жертвы, хочет, чтобы мы любили врагов своих, благотворили ненавидящих нас и имели мир со всеми, т .е. были милосердны, как Отец наш Небесный. Он, не сделав никакого зла, молился за распинателей своих и простил им.
           Мы часто нарушаем спасительные заповеди Его, много согрешаем перед Ним и перед нашими ближними вольно или невольно. Перед началом Великого поста необходимо не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить того, кто нас чем-либо обидел и огорчил. Господь не прощает тех, кто не прощает другим, потому что они не осознают своей греховности, следовательно – не способны к истинному покаянию. Тот, кто питает злобу в своём сердце против своего обидчика и не желает простить его, пребывает в гордости, удаляет от себя милосердие Божие и заслуживает осуждения, по слову Божию: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).
           Нежелание простить обидчика и примириться с ним усугубляет обиду у обиженного, разжигает в нём зло, делает его немилосердным, лишает покаяния и молитвы. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». «Когда стоите на молитве, - учит Христос Спаситель, - прощайте, если имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25).
           В самом деле, как можно произносить слова молитвы Господней: «Отче наш! остави нам долги (грехи. – Ред.) наша, яко же и мы оставляем должником нашим…», имея вражду в сердце своём и не прощая других? Не будет ли это ложью перед Всеведущим Богом?
           Мы неоднократно слышим в храме за Богослужением возгласы священнослужителей: «Миром Господу помолимся», «Мир всем», «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца, и Сына, и Святаго Духа», призывающие всех нас к примирению с ближними своими, ко взаимной любви, миру и достойному принесению Бескровной Жертвы.
           Прощение обид, братия и сестры, есть подвиг, требующий смирения и борьбы с себялюбием. Нелегко смирить своё самолюбие, победить гордость, чтобы искренно просить прощения у тех, кто нам причинил обиду. Дух злобы нередко производит такое ожесточение в сердцах обиженных, что некоторые, к сожалению, годами помнят обиду и слышать не хотят о примирении со своими обидчиками.
           Что же необходимо для примирения с враждующими и как нужно поступать, что искренно простить и забыть все обиды? Преподобный Нил Сорский свидетельствует, что человек только тогда может простить другому человеку, когда, поразмыслив, убедится, что сам грешнее и виновнее всех. Все мы грешны, все нуждаемся в прощении грехов своих от Бога и потому прежде должны простить своих обидчиков. Не победив греховный помысл, всеянный врагом спасения, мы незаметно становимся рабами греха. В примирении нельзя надеяться только на себя, но, прежде всего, - на Господа, к Нему нужно прибегать с усердной молитвой о смягчении наших сердец. Надо просить Господа, чтобы Он дал нам благодать видеть свои грехи. И Он, видя доброе расположение нашего сердца, поможет нам достигнуть истинно христианского примирения.
           Прощать своего обидчика и врага – это не унижение и малодушие, а милосердие и великодушие. «Нелицемерный признак любви – прощение обид». Часто случается, что вчерашний враг становится лучшим другом того, кто искренне прощает его, молится за него и делает ему добро. Прощающий своего врага смягчает его сердце, побуждает его совесть к покаянию и исправлению.
           И это прощение должно быть не внешним, но прежде всего – внутренним, глубоким и искренним. Ради Христа надо забыть все обиды и искоренить их из сердец наших, и тогда мир Божий, превыщающий всякий ум, войдёт в душу прощающего (Флп. 4, 7).
           Прощение обидчика и незлобие спасают человека, а злопамятство и вражда губят его. В одном житии рассказывается, что во время гонения на христиан был взят под стражу и осуждён на смерть христианин, имевший злобу на своего друга, желавшего примирения, но тот не соглашался. За это Господь лишил его благодати, и, когда его вновь принудили отречься от своей веры, он не выдержал мучений и отрёкся от Христа. Святой же Никифор (так звали его друга) исповедовал себя пред всеми христианином и удостоился мученического венца. (Житие святого мученика Никифора, память 9 февраля. – Настольная книга священнослужителя, т. 2. М., 1978. с. 603).
           В отеческих сказаниях сохранилось такое свидетельство: один инок, проживший в лености и беспечности, на смертном одре пребывал в радости. Братия удивилась этому и спросили, чему он радуется. Умирающий ответил им, что он видел, как Ангелы разорвали рукописание его согрешений за то только, что он никогда никого не осуждал и не гневался, и не имел ни на кого зла.
           Это примеры, братия и сестры, призывают нас ко взаимному прощению всех обид и оскорблений, дабы жить нам всем в мире, незлобии и любви. Пусть нынешнее воскресенье будет у нас действительно Прощёным. Исполним сердца наши Христовой любовью, прекратим всякую злобу, неприязнь и лукавство, забудем все обиды и искренно простим друг друга.
           Примиримся со всеми ближними, чтобы с чистой совестью начать подвиг душеспасительной Четыредесятницы и получить величайшие дары любви Божией – прощение всех наших грехов и спасительную благодать в таинствах Покаяния и Святого Причашения. Аминь.
    Протоиерей Алексий Глушаков

           Публикуется по:
  • Протоиерей Алексий Глушаков. О взаимном прощении и примирении [Проповедь]. Журнал Московской Патриархии, 1981 г., №2, стр. 42-43.

    * * *

    Спешите делать добро

    «Мне должно делать дела пославшего Меня…» (Ин. 9, 4)

           Вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа ознаменована бесчисленными делами милосердия и любви к людям. Об одном из них – исцелении слепорожденного повествует сегодня Евангельское чтение (Ин. 9, 1-38).
           Однажды, говорится в святом Евангелии, Иисус Христос со Своими учениками вблизи Иерусалимского храма увидел слепого от рождения человека, просящего милостыню, и обратил на него внимание. Ученики Его, придерживаясь общепринятого в то время мнения, что все болезни и несчастью посылаются от Бога в наказание за грехи самих страждущих или их родителей, спросили: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?.. – Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 2, 3), - ответил Христос. Он плюнул на землю, смешав слюну с землёй, этим брением помазал глаза слепому и повелел ему пойти умыться в Силоамском источнике. Слепой пошёл, умылся и прозрел.
           Чудо исцеления было промыслительным и спасительным для слепорожденного: он уверовал в Сына Божия и поэтому прозрел телесно и духовно. Чудо это, дорогие братия и сестры, и для нас промыслительно, ибо милосердие Божие учит нас добру.
           «Мне должно делать дела пославшего Меня, доколе есть день, - сказал Спаситель, исцеляя слепорожденного. – Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9, 4, 5). Дела Пославшего – это чудеса Господа Иисуса Христа и Его спасительное учение, проповеданное Им во славу Своего Небесного Отца, Который послал Его в мир спасти людей от власти греха и вечной смерти.
           В исцелении слепорожденного поражает и величие чуда, и способ его совершения. Всемогущий Господь мог бы, конечно, одним Своим словом исцелить слепого, как Он исцелял многих больных. Но Ему угодно было прибегнуть к особым действиям для укрепления веры в исцеляемом, чтобы таким образом явить величайший пример смирения и милосердия к болящим и всем страждущим. «О, как велико человеколюбие Божие! – восклицает святитель Иоанн Златоуст. – До чего же снизошёл Христос, когда великой благостью исцеляет нищих!.. Не только славных, знаменитых и обличённых властью, но и простых удостаивает одинакового попечения, потому что пришёл для спасения всех».
           В своём отношении к людям мы должны следовать примеру Господа (Ин. 13, 15). Делание добра свойственно человеку, оно приносит радость. Мы сотворены Богом по Его образу, Который есть совершеннейшая Любовь и высочайшее Добро. И если нередко в жизни мы встречаем людей равнодушных к чужому горю, к нуждам и страданиям ближних, людей жестоких и злых, то должны знать, что они сами исказили в себе образ Божий. Их души полны греховных страстей, пороков. Грех уродует душу, убивает в ней доброе.
           «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36) – призывает нас Господь. Святой апостол Павел учит, что мы – творение Божие, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). «Всегда ищите добра и друг другу, и всем» (1 Фес. 5, 15).
           Наша земная жизнь имеет высокую ценность и предназначение, и поэтому ни одна минута её не должна быть прожита напрасно. Надо спешить делать добро, потому что все мы посланы Богом в этот мир, чтобы творить Его благую и спасительную волю, которая выражается в исполнении заповедей о любви к Богу и ближним. Слово Божие учит, что милостыня от вечной смерти избавляет и может очищать всякий грех (Тов. 12, 9). Христос Спаситель так оценит на Страшном Своём Суде дела нашего милосердия к людям, оказавшимся в беде и нужде, как если бы они были оказаны Ему Самому (Мф. 25, 34-40), и помилует нас (Мф. 5, 7).
           Делать добро – значит оказывать милость всякому человеку чем только можно, - словом или делом в его несчастье и нужде.
           Если не всякий способен изменить горестные обстоятельства, то каждый имеет возможность поддержать человека в горе своим участием, дать добрый совет, навестить больного, помолиться за него, утешить скорбящего. Ведь молитва, сердечный совет, тёплые слова – это тоже доброе дело. Духовная помощь иногда бывает дороже всякой другой, ибо добрые слова, по Слову Божию, являются сотовым мёдом для души и исцеляют её (Притч. 16, 24), «и молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).
           Добро, как проявление своей любви, мы должны творить постоянно и не по расчёту, не из тщеславия, а во Имя Христа, во Славу Божию и для блага ближних. По заповеди Христа, добро должно совершаться тайно и по отношению ко всем людям – добрым и злым, праведным и неправедным (Мф. 5, 45; 6, 2-4), ибо «любовь не ищет своего… не мыслит зла… никогда не перестаёт» (1 Кор. 13, 5-8). Священное Писание учит нас любить Господа Бога и своих ближних не словом или языком, но делом и истиной (Мф. 22, 37-39; Ин. 13, 34; 1 Ин. 3, 18).
           Господь наш Иисус Христос дал нам заповедь любить друг друга и своих врагов, прощать их, молиться за них и благотворит им (Ин. 15, 12; Мф. 5, 41; Лк. 6, 35). За исполнение этих заповедей Он обещает великую награду на Небесах, ибо Сам Он благ. Трудно прощать своих врагов и делать им добро, но только через прощение и примирение можно достигнуть мира, и только добром можно погасить огонь вражды и злобы. Потому-то святой апостол Павел говорит: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).
           Делать добро людям побуждает нас сама вера наша в Господа Бога. «Вера без дела мертва» (Иак. 2, 20). Спасает вера живая, соединённая с любовью и добрыми делами. Для достижения вечного спасения необходима ещё помощь Божия, которую мы получаем по нашей вере в молитве и таинствах Покаяния и Святого Причащения. Без неё человек, надеющийся только на собственные силы, может впасть в гордость и самомнение. Тогда он не сможет творить добро и достичь Жизни Вечной. «Без Меня, - говорит Христос Спаситель, - не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Поэтому необходимо молиться Господу Богу не только за себя, но и за обижающих нас, за тех, кто равнодушно относится к несчастью ближних, чтобы Господь смягчил их сердца и расположил к любви и добрым делам.
           Братия и сестры! Спешите делать добрые дела. Будем делать добро всем людям и, в первую очередь, тем, кто нуждается в нашей помощи! Не будем унывать и пугаться искушений. Как бы ни были они велики, мы с Божией помощью преодолеем их молитвой. Да будут согреты наши сердца любовью, да будут они отзывчивы к горю и нуждам ближних, пусть не иссякает в нас готовность помочь нуждающимся! И тогда Господь, Праведный Судия, видя наши добрые дела, воздаст нам явно в день судный, и мы услышим Его голос, призывающий наследовать Царство Небесное, уготованное любящим Его от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь.

    Протоиерей Алексий Глушаков

           Публикуется по:
  • Протоиерей Алексий Глушаков. Спешить делать добро [Проповедь]. Журнал Московской Патриархии, 1982 г., №9, стр. 29-30.



  • Чтобы вернуться, закройте эту страницу

          Все права © Изяслав Тверецкий, 2009-2012 гг.